Гончарный промысел в Богородске существует с начала основания села Богородское в 1570 году. Расцвет гончарного искусства приходится на конец XIX-начало XX века, когда изделия богородских мастеров стали известны большей части России. Богородские гончарные мастера выделывали большое разнообразие глиняной посуды на все случаи жизни: горшки, плошки, кринки, рукомои, лотки, подойники, полевики, корчаги, опарницы, пасхальницы, кисельницы и даже самовары.
В начале ХХ века в с. Богородском с населением 9 тысяч жителей насчитывалось 150 мастеров-горшечников. Были среди них династии Стешовых, Жуковых, Зобниных.
В XX веке гончарное ремесло стало угасать и к середине 80-х годов в Богородске трудились всего два гончара, однако традиции и дух богородского гончарного мастерства не канули в лету. В 1994 году предприниматель Зудин В.А. и гончар Зарубин С.В. при поддержке районной администрации основали мастерскую «Горшеня».
В 2000 году в городе Богородске был открыт Центр развития гончарного искусства.
Современное гончарное делоВ настоящее время мастера центра развития гончарного искусства, длительное время занимавшиеся возрождением технологии изготовления чернолощеной керамики, добились нужного эффекта в электрической печи (своей конструкции), практически в комнатных условиях.
Современная электрическая печь представляет собой металлический каркас, обложенный огнеупорным кирпичом или другим огнеупорным материалом, внутри которого по стенкам уложена металлическая проволока (нихром).
В такой печи можно вести обжиг как окислительный, так и восстановительный. Окислительный – это обычный обжиг, при котором получаются обычная красная или белая (в зависимости от свойств глины) посуда. При восстановительном обжиге, когда керамика томится без доступа кислорода, изделия становятся аспидно-черными. Следует, однако, заметить, что в современной технологии изготовления чернолощеной керамики имеются разные способы.
При первом способе после завершения процесса обжига снижают температуру с 1000 С до 300-400 С и в печь забрасывают восстановители (восстановителями, как правило, служит окись углерода СО, которая выделяется при сгорании органических веществ – угля, дерева и др.) В течение 8-10 часов идет процесс задымления изделий.
Второй способ – это техника «раку». Само слово японского происхождения. Иероглиф «раку» имеет много значений. Это название стиля керамики, название керамической техники (прерванный обжиг), название средневековой гончарной печи, и, наконец, понятие «радость», которое тоже обозначается этим иероглифом. Техника «раку» позволяет проводить обжиг всего за один час, после чего раскаленная до 900 С керамика помещается в восстановленную среду (чаще всего это древесные опилки или солома), где глазури приобретают люстровый блеск, а терракота задымляется и приобретает цвет от серого до угольно черного.Мастера центра стали организаторами Всероссийских фестивалей гончарного искусства, которые проходят ежегодно в последнюю субботу и воскресенье июня на родине промысла.
В 2007 году в VIII-ом фестивале «Город гончаров» приняли участие 70 мастеров из 10 областей и республик России.
Музей керамики
Благодаря возрожденным традициям и большому вниманию со стороны гончаров и туристов из разных уголков страны в июне 2004 года при Центре развития гончарного искусства открылся Музей керамики.
На данной момент в экспозиции музея представлены около шестисот работ восьмидесяти мастеров из 22 регионов России.
Во время экскурсий по музею керамики можно не только услышать интереснейший рассказ о разных направлениях в развитии керамики, но и увидеть показательные декоративные обжиги «раку» (японская традиция) и «обварка» в мучной болтушке (традиционный русский обжиг).
Сейчас мастера центра занимаются как развитием традиций, так и новаторством.
Чернышов Александр Юрьевич развивает направления:
Согласен на обработку персональных данных
Согласен на обработку персональных данных
Согласен на обработку персональных данных